Весенний марафон 2011

К фотоотчету

Когда-то я уже упоминала это соревнование, в посте «Постановка КП» о постановке дистанции к соревнованиям, а теперь, собственно, хотелось бы рассказать уже о самом марафоне. Сразу оговорюсь: марафонов в нашем регионе проводится много, и наш вовсе не претендует на звание лучшего.

Итак, для начала несколько пояснений.

Весенний марафон ежегодно организуется в начале мая туристическим клубом «Кедр». Район проведения каждый раз выбирается заново, но чаще всего это Алтайский край. Сам марафон длится 3-4 дня, но благодаря майским праздникам для участия в соревнованиях не нужно отпрашиваться с работы.

На эти дни группа должна предусмотреть все: питание, ночевки, одежду – так как в области проведения марафона, как правило, никаких населенных пунктов нет.

Смысл соревнований – собрать максимальное количество отмеченных на карте КП (контрольных пунктов). Обычно дистанция между стартом и финишем не слишком длинная, но если собирать достаточное количество КП, расстояние, которое проходят участники, получается существенным — до 100 км и больше.

К тому же, если раньше ориентировались исключительно с помощью компаса, то сейчас все больше команд ходит с GPS. C ее помощью задача, конечно, значительно упрощается, но все равно нужно правильно рассчитывать силы, выбирать оптимальный маршрут и т. п.

Для участия в марафоне все группы сначала должны выпуститься в пеший поход 1 КС. (За три дня большинство как раз проходят около 100 км, тем более, если считать с коэффициентом. Это именно то расстояние, которое подходит для похода 1 КС, правда, его проходят не за три-четыре дня, а за шесть).

Также все участники должны быть обязательно застрахованы, и желательно привиты от клещевого энцефалита. Хотя опыт показывает, что обычно самые страшные травмы после марафона – это стертые ноги и разбитые коленки.

А теперь, собственно, о том, как это было.

В этом году у нас в марафоне был предусмотрен новый этап — воздушная переправа через реку Ветловый Сунгай — к счастью, веревок и обвязок нам с собой тащить не пришлось, все обеспечили судьи. Но было немало участников, которые не имели ни малейшего представления о технике горного туризма — и в моей команде в том числе. Ну что ж — пришлось учиться! :)

Нас ожидало еще одно маленькое нововведение (то ли бумажек на марафоне не хватало :)), то ли у всех становятся слишком похожие лица): теперь у КП мы должны были фотографироваться с номером команды.

К слову скажу, что в мае погода еще совсем неустойчивая, что придает марафону дополнительную сложность — может быть как от +30, так и до минусовой температуры ночью. И не только ночью. И еще в конце весны у клещей как раз самое раздолье, потому иногда приходится снимать их с себя десятками… Но зато в это время года еще нет высокой травы и гнуса — в июне идти в тайге было бы просто мучением.

В этом году мы прочувствовали на своей шкуре всю переменчивость погоды. Марафон проходил в Алтайском крае, в Заринском районе. Конечно, все внимательно следили за прогнозом. И хотя температура +10 и дождь в течение дня не особо нас радовали, однако к этому мы были более-менее готовы. Но снег, валивший два дня подряд, был полной неожиданностью! Впрочем, нас это не остановило. :)

Старт должен был совершиться со станции Анатолий, финиш нас ждал в Аламбае. Добираться до старта нужно было с ж/д станции в Заринске, куда нас благополучно и доставили. А там нас – как всегда – ожидали «дружелюбные» стражи порядка. Однако в этот раз они не решились что-либо предпринимать против такой кучи народа. Разве что попросили занять только одну половину вокзала :)

Восемьдесят с лишним человек, видимо, порядком напугали местный народ, и Заринск встретил марафонцев вызовами МСЧ и ФСБ :) Но я лично спокойно проспала все это действо и даже ничего не заметила.

Приехали мы в Заринск в полночь, а электричка должна была быть только в 9.25, поэтому все разложились спать. Где-то в 5 утра Злобина Геннадиевича совсем замучила бессонница, и он решил раздать всем карты с отметками КП. После этого спать я уже не могла – как только пыталась заснуть, в голову лезли идеи, как бы нам пройти поменьше, а КП собрать побольше… :)

Следующий день начался отлично: светило солнышко, марафонцы дружно грузились в электричку, а я бегала и фотографировала лица «ДО», чтобы потом сравнить их с теми, что будут уже «ПОСЛЕ» марафона. А заодно пыталась разузнать, кто по какому маршруту собирался идти.

Не прошло и часа, как электричка доставила нас в Анатолий. Наконец-то стартуем!

Нет-нет, никто не стал рваться вперед, все просто пошли по большей части в одном направлении, заодно ругаясь на то, что синоптики опять обманули с прогнозом: идти с рюкзаками под таким солнцем было не абы как жарко! А между тем, вокруг была сплошная красота: небо, холмы, ковер из цветов под ногами…Эх, романтика!

Пожалуй, скажу пару слов о своей команде:

Ульяна, наш врач. Я возлагала на нее большие надежды в плане вытаскивания из нас клещей, но повезло – для нее не нашлось работы :)

Антон – главный ориентировщик, благодаря которому я могла расслабиться и бегать, куда вздумается, фотографируя цветочки :)

Паша – ответственный за бумажную волокиту. Да, и тут нас она не миновала – приходилось тщательно и ответственно заполнять множество бумажек при любых погодных и походных условиях. Что, понятное дело, для меня было просто невыносимо.

Ну, и собственно, я — руководитель и по совместительству фотограф.

Но вернемся к самому марафону. Уже около первого КП погода резко испортилась. Едва только скрылось солнышко, как сразу похолодало, пошел дождь, превратившийся затем в снег… А спустя буквально час солнце выглянуло снова и тут же стало жарко.

Большая часть команд уже убежала вперед, но время от времени мы еще встречали соперников :) Изначально мы планировали ночевку рядом с переправой, но сперва не мешало бы переправиться через реку Сунгай, а она не намного меньше Ветлового Сунгая… Я, долго не мудрствуя, пошла напрямик, и, естественно, набрала воды в сапоги. А вот ребята поступили осмотрительнее и переправились, даже не намочив ноги.

Кстати, мы нашли вдоль реки множество следов медведей и лосей… видели «огрызок» зайца… :) Как потом выяснилось, кто-то видел останки лося — зверья в том районе хватает. Кто-то умудрился поймать руками куропатку (я нисколько не удивилась, сама на одну чуть не наступила :)) Антона до такой степени обеспокоили следы медведей, что он забыл и думать про клещей. Вместо этого он страшно заторопился к переправе, ведь там были судьи и другие марафонцы – в общем, люди :) Меня следы тоже немного напугали, но я стала рассуждать логически: на медведей у нас тут охотятся, значит, по идее, они должны бояться людей больше, чем мы их. И к тому же нас тут было аж четверо! :) Хотя все равно не очень-то хотелось наткнуться на самку в медвежонком…

Наступили сумерки, и я дала всем команду одеть фонарики и, немного пройдя вперед, увидела отражающие ленты маркировки и записку на березе: «Переправа через 700 м на северо-восток». И вот –ура! – мы заметили костер судей! Как оказалось, перед нами у них побывали всего две команды. Теперь пришла и наша очередь переправляться :)

Несмотря на то, что это занятие мы проделывали только второй раз, справлялись мы без особых проблем. Переправа заняла у нас не так много времени – 20 минут. Хотя нам сказали, что была команда, которая перешла Ветловый Сунгай за минуту – просто вброд :)) Отсюда напрашивался вывод: необходимости в переправе фактически не было – скорее, ее нам устроили для разнообразия.

На мое предложение сходить на следующее КП почему-то никто не откликнулся, поэтому мы встали на ночевку. Нас потихоньку начали догонять другие команды. Хоть мы и легли не так уж рано, часов в 12 ночи, а подъем планировался в 5 утра (для марафона, кстати, пять часов сна – это очень даже много :))), нам все равно не удавалось уснуть – всю ночь мимо проходили другие команды. Одна из них, без умолку смеясь, натягивала свой тент почти до 3-х утра…

На другой день мы разминулись с большинством команд – я выбрала более легкий путь, опасаясь, что без дорог мы не успеем выйти к финишу. Остальное большинство участников пошли иным маршрутом.

Благодаря этому у нас было 5 первовзятий – КП, которые мы нашли первыми.

В течение следующих суток периодически шел снег, он уже больше не таял. Такая погода нас вполне устроила, все лучше мокрого, липнущего к одежде снега или вообще дождя.

Так и не встретив за весь день ни одной живой души, мы встали на вторую ночевку в заведомой точке, уже недалеко от Аламбая. Так как подъем опять предполагался рано, все были готовы ко сну уже в 22.00. А ночью нас догнала единственная команда из всех — команда Черемнова. Они встали на ночлег неподалеку.

Кстати, когда устраивали привал, мы вспомнили одну команду, которая пошла без палатки и ковриков. Вместо ковриков они купили изоспан (строительный утеплитель), сшили из однослойного синтепона одеяло, а вместо тента взяли специальную бумагу (тоже используется в строительстве). В итоге их бивуачный комплект весил всего около 3 кг на 4-х человек, против нашего в 8,3 кг (у нас была палатка, 2 спальника и коврики). Однако сейчас мы почему-то им совсем не завидовали… :)

Что ж, в эту ночь, уже в тишине, мне все-таки удалось немного вздремнуть. Но все равно я проснулась минут за 30 до звонка будильника… Команда Миши Черемнова уже встала, развела костер. Я пошла к ним и выяснила, что в прошедшую ночь они взяли все те КП, которые мы только собирались брать сегодня. Оказалось также, что часть КП сорвано местными жителями. К этому времени и мои ребята подтянулись к костру, стали готовить завтрак. А Миша уже ушел дальше – в поля, как он сказал, дособирать то, чего еще не собрал :)

В 4.30, когда мы проснулись, были еще сумерки. Под утро ударил хороший морозец, так что вода в котелке и бутылках позамерзала. Мы оставили рюкзаки на стоянке и пошли по окрестностям с небольшим запасом еды на весь день.

Невзирая на то что остальные КП собирались легко и непринужденно, меня постоянно мучила мысль, что нужно было меньше спать, меньше есть и больше ходить :) Хотя сама я зевала во всю и шла за Антоном, которому поручила нас вести, на автомате. Потом у Паши заболела коленка. Но он не особо жаловался, поэтому я решила, что это просто гундеж :), и не обратила на него большого внимания.

В итоге мы решили собрать еще два незапланированных КП. Теперь марафонцев мы встречали почти у каждого КП – нагнали, называется :) Встретили и команду экстремалов-легкоходов, они были довольные и вроде не особо синие :) А снег все сыпал и сыпал, так что скоро казалось, что так и должно было быть.

Наконец, мы возвратились к точке, где бросили свои рюкзаки, полежали 20 минут и снова двинулись в путь – на финиш. Лесная дорога теперь была оживленной, постоянно встречались то одни, то другие команды.

А перед финишем, на горе Гусек, где стоял последний КП, была буквально вытоптана тропа, группы непрестанно сновали по ней вверх-вниз. Выглянуло солнце, чистейший свежий снег заслепил глаза… И мы быстрее зашагали к финишу…

P.S. Пофотографировать лица на обратном пути мне так и не удалось – фотоаппарат в тепле запотел и отогрелся только через несколько часов.

Фотоотчет «Весенний марафон 2011»